Sign in

Зарегистрируйтесь, чтобы стать полноправным участником сообщества Masterpro.ws.

Диалоги: ИТ-буддизм. Вопросы невпопад и ответы "О главном". Часть 1

Заголовок вполне точно, на мой взгляд, отражает характер данного интервью. Хм, в вы попробуйте задать вопросы "впопад", когда перед вами - главный аналитик профессионального союза программистов России (ПСПР), а по совместительству - разработчик целого направления в буддизме, "форка" так сказать; Павлов Валерий Николаевич.

Диалоги: ИТ-буддизм

 

 

А.С. Так что вот. Скрепя сердце и помолясь - приступим. "Он под водой не дышит час - раз. Он необидчив на слова - два..." Вот именно на вторую часть этой сентенции, не менее, пожалуй, бессмертной, чем классический буддизм - только и уповаю. Очень надеюсь - обойдется без опрокинутых, в духе дзена, компьютерных столиков и без разбитых, в контексте отечественного православия, физиономий... поехали.

В.П. Одно уточнение. Никакой я не разработчик ИТ- буддизма. Может- реконструктор. Скорее всего - собиратель.
Тут как-то один Чижик (это один из важнейших технических терминов IT-буддизма, чтоб не впадать в патетику — Гений, Профессионал, Философ, Мудрец — а суть-то одна, грани разные) сказал, что работа у него простая: берет кусок гранита и отсекает всё лишнее. Так и я пробую делать: беру свою профессиональную ИТ-жизнь, данную мне в ощущениях и размышлениях — и отсекаю лишнее, пустое, суетливое. Но если тот Чижик работал на вечность, то я - нацелен исключительно на текущие практические цели, задачи и прочие ИТ-нужды. Получится полезное - вот и славно, ещё кто-нибудь присоединится — совсем хорошо. И именно этим (отсечением лишнего) многие заняты на определённом этапе жизни. У многих есть своя жизненная и/или профессиональная философия. Особенно в нашей наглейшей (по сути) из всех профессий. Только за инфомусором и инфошумом это не очень видно. А название мы придумали классное. Дороги открывающее. Велком! Тут всем места хватит. Кто больший участок освоит — того и будет направление, тот и молодец (хотя это очень странное занятие — приватизация , как и персонализация... но все глупости меркнут по сравнению с монетизацией). А кто первый начал — так кто его помнит?. Гаутама был уже (по-моему) 34-ым (или около того) Буддой. И кто помнит первого? Пустяки это. Важно — что помним, номера — не важны. Тут линейка не работает, тут облако смыслов, а не облако персон даже (персонификация дело субъективное, тёмное, суетное, волюнтаристкое. Инет кто изобрёл? Правильно — никто. Взял и родился. Сам? Нет. И т.д. и т.п. (и что нам всем это всё даёт? Ничего: «спасибо вам святители, что дунули да плюнули, что вдруг мои родители зачать меня задумали»).
Тут самое время послушать ещё одну песню про «на дистанции четверка первачей». Так сколько же систем в беге нынешнем?
«Не проглотит первый лакомый кусок,
Не надеть второму лавровый венок,
Ну а третьему - ползти на запасные пути...»

ПСПР

А.С. Ок, ок, только... вот не нашел я у тебя на сайте четкой формулировки и ясного определения, что же это такое — IT-буддизм (речь идет о журнале ИТ-буддизм на сайте pspr.ru). Могу попросить хотя бы здесь, в этом интервью, внести ясность? Один из моих знакомых, профессиональный врач, уверяет - компьютер накладывает неизгладимый и непоправимый отпечаток на физиологию мышления... Хотя, с другой стороны, К.Г.Юнг в свое время утверждал, что описать реальное положение вещей возможно, лишь совместив в описании две, казалось бы, несовместимые тезы... итак?

В.П. Создавая в 1993 году наш Союз, мы в ходе разговоров между отцами-основателями обнаружили, что освоение профессии в определенной момент выходит за пределы собственно предметной области (ИТ); хотя она, область эта, и так широка - краев не видать. То есть, чтобы двигаться дальше (после определенного рубежа), приходится думать и решать сугубо философские проблемы.

После создания ПСПР, и уже пройдя с его помощью часть Пути в профессии (тоже, но уже не только), в определенной момент я ощутил потребность выйти за его проблематику, тем более, что метод (выход за границы микромира для решения неких проблем этого микромира) был освоен, а эффективность - обнаружена. Это что-то типа интерпретации (или ассоциации с ?) теоремы Гёделя о неполноте формальных систем.

А поскольку еще в институте как-то очень на душу лёг ранний буддизм (1), даже лекциями зарабатывал, а потом, уже после института, занимаясь искусственным интеллектом, мы (наш коллектив) с удивлением обнаружили, что американские коллеги буквально тащатся от логики позднейших буддистов (Щербатский, очень хорошо алгоритмируется) (2) - всё это (1 и 2) определило направление пути мысли - пойдем туда, поищем там ответов на накопившиеся "проклятые" вопросы.

Потом прочитал, как Нильс Бор ругался по поводу приходящих к нему молодых спецов (то, что физики не знают - Бог с ними, но вот что делать с отсутствием у них философского мировоззрения - тут беда, и непонятно как исправлять, да и стоит ли, коли уж сами не доперли... или же - сразу отправлять их в другие профессиональные области за полнейшей бесполезностью. Кто-то пошутил по поводу одного математика, сказав, что ему стоило пойти в поэты или фантасты - для математики фантазия бедновата.

ИТ-буддизм. Диалоги о главном

В общем, получается, случайный выбор, хотя ...

А мозг - каждой профессией (и нашей - в первых рядах, может разве пропуская психо: -логов, -терапевтов, -патологов), конечно, сильно деформируется. У нас даже в быту такой технический термин - профессиональная шизофрения. Но деньги платят, а внутри все такие, вовне - тоже камни не бросают (у самих рыльце в пушку) - с этим и живем, хотя и безрадостно, местами сильно трагедийно (Шекспир отдыхает), а главное - испытывая усиливающиеся деструктивные эмоции от нарастающих проблем и неспособности их решать. А где-то — и от хождения по кругу проблем (как белка в колесе). Один в результате уходит из профессии, другой избирает и более радикальный путь... в общем — нездоровая обстановка.

Короче говоря - занялись самолечением :)

Вернулся тут с загородного 4-х суточного технического совещания- 90% времени ушло не на строго ИТ проблематику. А ведь — всё по делу говорили.

Теперь определение. ИТ - буддизм это буддизм дефектного (потому, что специфического) ИТ-ишного сознания, более узко нацеленный на определенную профессиональную группу. В остальном: гремучая смесь раннего, позднего, дзен и чань буддизмов, суффизма, а также попытка предвосхитить учение следующих Будд (тот тоже был очень не первым). Одна из значимых профессиональных целей: преодоление критичных проблем эпохи экономики знаний и когнитивной фазы развития, лежащих на пути ИКТ профессии (это ракурс).

Лечимся, короче. Успеть бы, пока другие лечить не начали.

А.С. Если существует, как ты говоришь, ИТ- буддизм, то возможно, в свою очередь, и существование ИТ-ислама? ИТ-православия? sql-йоги... как думаешь?

В.П. Вполне, и это логично. Но тут (если не профанировать) желателен личный духовный опыт (уже не просто знание, а именно опыт). Я так думаю. А с другой стороны — ИТ-буддизм (как и ранний буддизм) — это не религия, это - философия, причем базовая и начальная: сначала надо избавиться от привязанностей (в очень определённом смысле слова) и страданий; такова постановка задачи. А что потом, и для чего все это — ответов нет. Нирвана — глубоко и далеко от начала Пути, и уж целью точно не является. Еще одна остановка на Пути.

В моем случае, строго говоря, учитывая контекст бытия, правильнее, может быть, было бы назвать ИТ-православие, но тут сработал внутренний триггер - мог невзначай обидеть - тут у нас очень пока беда на беде и сильно аккуратно надо, раз 100 подумав, клюв открывать. А буддизм (ранний) он намного добрее и толерантнее. Там совсем иная логика отношений. То есть провославный буддист — это не оксюморон, был у меня такой товарищ. Есть там проблема с Никейскими Соборами — но это совсем уж тонкая и отдельная тема. Богословская.
Тут у нас вот как: даже поклонники алмазной сутры (очень суровое учение), когда подошли и почитали - ни замечания, ни упрека. Короче, тут за ошибки и неловкости - не то, что не бьют, а скорее наоборот - всем здравствуйте. Как у нас в Сибири. Мне это даже на уровне вегетативной нервной системы, на уровне генов - понятно.
Хотя и наши сибирские суровости никто не отменял (в характере - тоже, но см. "самураи" и - вроде как легче становится. А ведь есть и буддисты среди них).

А.С. Хм, вот скажи. Если б кто-либо устроил в ИТ- храме - ну, предположим, в серверной, что ли, либо в дата-центре, или другом священном для айтишника месте - некий панк-молебен наподобие того, что учинили невежественные в плане информационных технологий девицы из PussyRiot - какова была бы реакция ит-буддиста, как считаешь? Сожгли бы вы их на костре, разбили б о непутевые головы нихрена не понимающих в программировании девиц пару-тройку недорогих ноутбуков, или просто стерли бы их файлы с харда, применив при этом алгоритм Питера Гусмана?

В.П. А что, ты думаешь, порой вытворяют некоторые пользователи, заказчики, и даже коллеги?! Разве что нужду в серверной не справляют, хотя облеванный машзал мыть приходилось после неожиданного скоротечного экспресс-корпоратива. Каждый ИТ-ишник может о стольких кощунствах поведать - мама не горюй.
Что делаем? По-разному. Очень по-разному. Контекстно (смотря кто, смотря зачем или почему, смотря сам в каком состоянии). Нету тут традиций и культуры наказаний. Анархия. Хотя подумать стоит - может она есть (наказания тоже ведь часть культуры и не самая второстепенная), но её надо реконструировать, обобщив опыт.

Хотя чаще, вспоминая - шутим. Иногда получается довольно обидно и жестко (ничто так не ранит как смех - он острее самого острого меча).

А.С. Каков вообще взгляд ИТ-буддиста, без шуток, на произошедшую историю с панк-молебном PussyRiot? Только честно, без общих фраз, ссылок на уложения средневековых соборов и каноны многовековой давности... Уж прошу прощения у ортодоксов IT за скользкие вопросы; интервью, чтобы быть читаемым, обязано содержать в себе не только самопиар интервьюируемого, но и ответы на будоражащие наш социум и наши головы вопросы... впрочем, можешь не отвечать.

В.П. Первое. Я ведь не ИТ-буддист, я его только на слова кладу, его как бы еще нет (точнее, мне так кажется, а может - ему сто лет в обед, кто знает?). А подойдут убеждённые сторонники, может так случиться, что меня исключат :))
Второе. Я ведь всем этим занялся потому, что в отличие от массы моих друзей (настоящих родниковых буддистов), мне не было дано от природы ЭТО. Тут логика железная: если психолог - проблемы с психикой (потому туда и пошел - лечится), социолог - так беда с социологизацией, философ - беда в работе с абстракциями и т. д. То есть, если кто тянется именно к буддизму, то у него с ЭТИМ — большие проблемы, но он их уже осознает и даже начал работу в направлении устранения проблем.
И третье - теперь о молебне. Больные дуры они, но это не тема УК РФ, с другой стороны в наших традициях "дурака и в церкви бьют" (но - не судят) хотя это и противоречит сути учения Христа. Думаю, простить их надо было, просто вывести из церкви - и забыть.

А вот то, что этого не произошло - печалит и огорчает намного больше, нежели их, собственно говоря, поступок. Попросту все в дерьме оказались. Думаю, последствия своих действий девушки вполне себе понимали, думали - это очищает (такие выходки), типа вскрывается гнойник. И - глубоко ошиблись.
Они породили, раскупорили родник ненависти на долгие годы (а то у нас их и без того мало - гражданская война до сих пор идёт). Не знают они своей страны, не понимают.
Но тех, кто на них набросился - я не понимаю (не принимаю) - больше и сильнее, чем их. Им сейчас надо отмаливать свою реакцию - годами. А сил может не хватить, и тогда - даже думать не хочется.
А они, из PussyRiot которые - больны, потому что только глубоко больной человек строит свою жизнь, плюя на чужие святыни. Подсознательно - это комплекс, гордыня в степени психопатологии: отойди и построй своё, если не нравится чужое большое тысячелетнее.

А как бы отнесся буддист - по этому поводу есть притчи. Например, вор залез в пещеру отшельника. В одной версии ограбил, в другой - чуть не убил, нанеся раны. В обоих случаях - отшельники предприняли меры, чтоб вора-убийцу не задержали, чтобы тот успел убежать.

И главное: не болит голова по этой теме. Совсем не болит. Совсем другие проблемы видятся значимыми, другие люди мозг занимают. Не эта и не эти.

Ерунда это (извиняюсь перед теми, кто думает иначе - но тут индивидуальная точка зрения). Есть, например, у меня во дворе мусорка - так тоже воняет. И это тоже - не моя тема, потому что мусор вывозят строго, а в промежутке - он воняет, гад. Вот это честно и искренне на все 100. Мне так видится, что главное - это не навязываемые темы, главное - "не вплетаться в бред", а - способность сохранять суверенитет души и духа, собственную повестку дня, не бегая мыслью за трендами СМИ. Вот чему учусь. "Вон бежит белая собака. Вообще-то, она не белая, а черная, но это — неважно".

А.С. Та-ак. "Если психолог - проблемы с психикой и т. д."... Выбор профессиональной сферы деятельности как строго детерминированная компенсаторная линия поведения, интересно. Если именно такова позиция ИТ- буддизма, то не кажется ли тебе, что... что уж слишком чересчур он приобретает в твоей интерпретации черты современного психоанализа? Скажи, есть ли отличия? Ведь буддизм - это неизмеримо большее, нежели просто некий психологический аутотренинг/релакс. Не выплеснул ли ты, по меткому выражению одного старого немецкого хакера, вместе с водой и ребенка?

В.П. Проверено много раз. И это, честно, интересно и познавательно — кто и почему выбрал профессию. И кому чем стоит заниматься, чтоб сердце пело.

Теперь по второй части вопроса. Я бы что-нибудь ответил, но психоанализ мне неведом (очень поверхностно знаком), но как-то на душу легло мнение одного авторитетного ученого, что фрейдизм занимался проблемами людей, которые рано поздно ложатся, едят много жирной пищи, тяготеют к крайним формам удовольствий, расчесывая их до не приличия, в т. ч. - публично. Иначе говоря - занимается проблемами непрофессионалов. У них - профессионалов - другая повестка дня, на комплексы - плевать (в том числе и свои, потому, что - некогда, станок зовёт).

Собственно, повестка дня ИТ-буддизма: именно люди, "перешедшие от одного глубочайшего к другому"; люди, "отворившие дверь ко всему сущему" (Лао дэ дзин); их проблемы, их решения, их жизнь.

Может, в этом и есть психоаналитическая проблематика, но она иная, чем в классическом психоанализе. Тут ведь море своих психологических проблем (за этой дверью). Уверен, что ты их лично знаешь, во всяком случае с ними знаком :) По крайней мере, они-то (эти проблемы) - уж точно с тобой хорошо знакомы :) (гипотеза).

Симптоматика у Профессионалов такая - нетерпимость к тем, кто "отстает", кто бежит медленно или не бежит вовсе. Яркий пример: Стив Джобс. И это (нетерпимость, даже ярость) - не обязательный атрибут, скорее - типовой, частотный, но не имманентно присущий, синтагматический (а не парадигматический).

Собственно, и символика мастерка, треугольника, квадрата, круга, пирамиды, шахматной доски - она наша, в смысле профессионалов. Просто оказалась исторически приватизирована, захват будущего из прошлого (интересная тема, отдельная). Пытаюсь отстоять (пишу об этом сейчас, опять же — строго в интересах философской поддержки конкретной деятельности).

Подытожим: люди, достигшие истинных высот в профессии - это отдельный клан (кластер, социальный и политический класс, и т. д.) И для них вполне уместно иметь свою символику, психологию, социологию, философию, ПАРТИЮ (тоже проект, и тоже "неделаем") - и далее со всеми остановками. И для них выяснять отношения с другими - нечестно, это как "школьнику драться с отборной шпаной" - только тут наоборот - шпане со школьниками.

Есть ли иные кластеры у "шпаны" (другая объединительная нерелигиозная и не идеологизированная платформа, нежели професионализм) - уверен, что есть, но не думал в эту сторону систематически, точнее - нет в этой части духовного личного опыта.

Например, "свобода, равенство, братство" - "не заводит" (не знаю, как других). Потому что - всегда свободен был и равен, и в "братстве" (том или ином). И внутри этой тройки проблем хватало, а что там вне этой тройки - знаю неглубоко, неличностно.

Есть, конечно, особый класс 3 Не-организаций (термин такой ввёл, потому, что важная и тоже отдельная тема интересов). (непубличные/некоммерческие/негосударственные - тема, которая сильно горячит отдельных товарищей, вплоть до потери разума) - но мой опыт не сильно богат (хотя и имеется) в этой части. И это тема отдельного разговора ("о коллегах" со своими дверьми, которые они там пооткрывали. Всё хочется спросить у них (да как-то недосуг): Ну и как? Полегчало? Нам - да. А Вам?.

 

Вторая часть интервью

В оформлении статьи использована gif-анимация работы Francoise Gamma.

Оставить комментарий

Добавьте ваш комментарий